Философские пути - страница 5

^ МАНИФЕСТ НАУКИ
18.10.97 30.01.98


Идеология - дух (духовность), которую общество использует для жизни. По настоящее время существует идеологический плюрализм - сосуществование многих типов духовностей. Можно выделить две главные их формы - идеологии добра и зла.

Добро и зло, гуманизм и мизантропия ведут вечную борьбу между собой. У них разное духовное оружие. Зло использует силу, ложь, мизологию и т.п. Добро уповает на нравственность, духовность, энтузиазм и идейность и т.п. С древности главным оружием гуманизма стала наука. Для борьбы с гуманизмом, зло ополчилось против науки, и возник феномен антинауки. В связи с успехом зла в конце ХХ века антинаука распространяется все шире по миру. Этот факт осознан во многих странах. Популярный журнал США «Scientific American» [1997, январь] вынужден обратить внимание на проблемы противостояния науки и антинауки.

Наука  антинаука



дилетантизм  обскурантизм  мизология


Гуманизму не избежать осознания феномена «антинауки» и тем более выработки средств борьбы с ней. Главное средство спасения науки - поднятие ее качества таким образом, чтобы антинаука и пользующаяся ею мизантропия потеряли свою силу, не могли пользоваться наукой для достижения своих целей.

Президент России своим первым указом «купил» представителей науки обещанием им достойного заработка. Последующая его политика прямо и косвенно убивает науку России. И это общеизвестный факт для нормальных людей. Политику России определяют зарубежные центры, которые строят выгодное им общество у нас. Им российская наука опасна. Наука не нужна колониям и полуколониям, лишенным своей государственности. Наука «питается» промышленностью и поэтому деиндустриализация России - главное средство убийства ее науки и т.п.

За прошедшее время ученые в целом осознали факт удушения науки России в последние годы, но наивно продолжают верить президенту. Письма Президенту, резолюции конгрессов и т.п. стали массовыми. Не отрицая важности отстаивания интересов науки перед всеми, от кого зависит ее судьба, надо осознать то, что спасение науки - ее внутреннее дело и состоит оно в ее качественном развитии.

По сравнению с учеными прошлого современникам не нужно особого героизма для решения стоящих перед наукой проблем ее развития. Им достаточно овладеть технологией своей профессии, не существующей без интеллекта в строгом смысле слова, который нельзя достигнуть без специальной теории интеллекта (интеллектики) как ядра науки о науке (метанауки):

1

метанаука  интеллектикаинтеллект технология профессионализм

2

Сейчас имеется много профессий, которые не могут существовать без адекватной науки. Представители всех профессий должны внести свою лепту в качественное развитие современной науки. В этом им помогут идеи всех великих ученых прошлого. У последних, можно утверждать, имеется все необходимое современному поколению ученых для превращения науки в идеологию прогресса общества. В то же время наука не может развиваться стихийно усилиями только ее энтузиастов. Все ее представители должны выполнить определенную функцию для того, чтобы идея о «конце науки» осталась только в книгах, не стала реальностью и наука превратилась в идеологию.

Дилетантизм (профессиональная некомпетентность в науке) все более становится средством борьбы с наукой. В таком случае разрабатывают утопические прожекты вообще, в том числе реформирования науки без понимания ее сути, без адекватных усилий по усвоению идей прошлых мыслителей по данному вопросу.

Обскурантизм (борьба антинауки с наукой) сосредотачивается все более в научной элите, превращающейся в свою противоположность. Профанация науки происходит и посредством системы бюджетного ее финансирования и рыночных грантов, престижных премий, систем аттестации и информации ученых и т.п. Технократия, идеократия оказываются в руках антинауки. В то же время история науки - основание для уверенности ее победы над антинаукой, превращение в главное орудие гуманизма, общественного прогресса.

Современный разброд в науке касается главным образом общественных наук в связи с поражением в нашей стране того, что называли марксизмом-ленинизмом. Вместе с последним выбросили аккумулированное последним основание всей науки - ее методологию, гносеологию и т.п. Как теперь утверждают, по крайней мере, некоторые бывшие идеологи марксизма-ленинизма они сознательно угробили его. На самом же деле эти пигмеи воюют не с идеями К. Маркса и его последователей, а пытаются убить науку вообще. Поэтому первое, что нужно сделать, состоит в том, чтобы разоблачить «прилипал» науки и лишить их возможности говорить от имени науки. Они никогда не были настоящими учеными, поскольку никогда не стремились к истине. Их дилетантизм начался в вузах, где они не прошли адекватного обучения научной идеологии. Надо сделать так, чтобы наука стала им «не по зубам» и они не могли использовать ее «одежд» для борьбы с ней.

Гипотеза спасения науки на основе идей предшественников состоит в следующем. Необходимо адекватно понять суть науки и способов ее воспроизводства. В связи с этим необходимы специальные исследования науки: перейти от науковедения в целом (общей теории науки) к ее главной прикладной науке о науке - метанауке как общему основанию всех наук, а также к интеллектике, как ее ядру. Для этого нужно объединение представителей всех наук с тем, чтобы сообща разработать технологию научного (интеллектуального) труда, способов воспитания, образования, обучения современных исследователей всех наук, а также всех граждан мира.

Необходимо решить проблемы науки, поставленные почти всеми великими ее представителями в прошлом, начиная с Сократа и Платона (а может быть и ранее). Для этого, прежде всего, следует понять суть науки и ее основных форм.


знания  учения  теория

Наука возникла в древности совместно с профессионализмом, базирующемся на апробированных практикой знаниях (обыденном опыте). С античности начался второй ее этап – учений (доктрин), остающийся главной формой современной науки. С античности была поставлена проблема перехода к теоретической науке. И только некоторые конкретные науки прорвались на начальные этапы теоретичности. В целом, теоретизация науки - главное направление ее качественного роста. И пусть лженаука называет теорией любую свою плюралистическую болтовню и изменяет ее парадигмы хоть каждый день. Теория монистична в своей сути, но наука в целом не поднялась на ее уровень.

Исходным теоретизации науки может быть только разработка адекватного ей интеллектуального основания - технологии научного труда, прежде всего философствования. Представители зла считают себя теоретиками и интеллектуалами. На самом же деле они ими не являются. Для превращения в интеллектуалов и теоретиков необходимо уметь применять логику и диалектику так, как применяют математику - в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наглядного метода исследования. Началом этому можно считать овладение умением построения соритов и кладограмм любых понятий с помощью пятого правила руководства для ума Р. Декарта.

Синтез достижений прошлых исследователей позволил разработать основы интеллектики, технологии интеллектуального труда и делает все это доступным людям со здравым рассудком. На этой основе подготовлена эволюционная фундаментальная экономика и ряд иных работ. Интеллектика - ядро метанауки и вместе они - основание всех наук. Поэтому представители всех профессий могут легко и просто воспринять их как общенаучный органон (инструментарий) и с его помощью теоретизировать свою науку. Это особенно важно общественным, гуманитарным наукам. Но это - важный фактор теоретизации всех наук. В таком случае не только содержание естественных, но и общественных - технических и гуманитарных наук станет идеологией общества.

интеллектуализация  теоретизация  идеологизация

Представители всех наук! Давайте сотрудничать в деле разработки основания науки для качественного ее роста. Если не можете сами, то подберите молодых людей, увлеченных наукой, и рекомендуйте им изучить научное наследие великих ученых прошлого по этому вопросу. Для облегчения им этого тяжелого труда посоветуйте присоединиться к сообществу исследователей метанауки и интеллектики, познакомиться с первой гипотезой по данному вопросу. У них будет возможность творчества на данном поприще и оно станет главным фактором их научных достижений.

4068631811384376.html
4068730487015110.html
4068985944192888.html
4069097993837042.html
4069174251002046.html