Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц - страница 31

^ Тема 19. Анализ уроков предметно-практического обучения
Вопросы и задания

  1. Дайте анализ урока предметно-практического обучения, просмотренного в школе. При анализе пользуйтесь данной ниже схемой.

Схема анализа урока:

  1. Тема урока. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в системе уроков по теме.

  2. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи. Обоснование правильности поставленных целей урока.

  3. Оборудование урока и эффективность его использования (дидактический материал, наглядные пособия, техническое оборудование, оформление доски). Соответствие всего указанного характеру поставленных задач.

  4. Тип урока, вид (дать определение в соответствии с классификацией А.А. Бударного).

  5. Организационная структура урока (ориентировочная, исполнительная, контрольная части):

А) соответствие структуры урока содержанию учебного материала и характерной структуре уроков ППО;

Б) четкость всей структуры и закономерность отдельных его этапов; последовательность, взаимосвязь и соотношение частей;

В) организационные формы работы учащихся на уроке.

  1. Решение на уроке основных задач, стоящих перед предметно-практическим обучением как специфичным предметом школы для глухих детей:

А) работа по формированию «житейских» понятий (объем, их качественная характеристика, использованные приемы);

Б) развитие логического мышления у учащихся; использованные при этом приемы, методы;

В) развитие диалогической и описательно-повествовательной речи учащихся на уроке;

Г) характеристика речевого материала с точки зрения содержащихся в нем обобщенных целей коммуникации;

Д) решение на уроке воспитательных задач школы (воспитание коллективизма, самостоятельности; трудовое, нравственное и эстетическое воспитание; формирование мировоззрения).

  1. Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку (научность, развивающий и воспитывающий характер обучения, связь с жизнью и различными видами деятельности; развитие словесного общения в процессе деятельности; сознательность, прочность, систематичность, последовательность, наглядность, формирование логического мышления; индивидуальный подход; полисенсорный подход к обучению; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, учет знаний учащихся).

  2. Оценка деятельности учителя. Знание материала. Методическое мастерство (рациональность распределения учебной нагрузки на уроке, организация деятельности учащихся, эффективность использованных приемов обучения, воспитание интереса к предмету), общение с классом (средства общения, характеристика речи учителя, контроль речи учащихся, контакт с классом). Педагогический такт. Эрудиция. Любовь к детям.

  3. Оценка деятельности учащихся на уроке. Поведение учащихся на уроке (внимание, дисциплина, активность, интерес, умение переключаться с одного вида работы на другой); степень и характер участия в работе коллектива в целом и отдельных учащихся; уровень развития учащихся; сообразительность; умение мыслить, работать самостоятельно; уровень речевого развития, средства общения в процессе деятельности.

  4. Общая оценка урока (выводы и предложения). Выполнение плана урока; достижение цели; развивающий характер урока; наиболее интересные и поучительные моменты; какие изменения целесообразно внести при повторном поведении урока на эту тему.

^ Методика выполнения заданий и результаты

Письменный анализ урока в соответствии с указанной схемой.


Распределение заданий для самостоятельной работы



Раздел

Вид задания

для самостоятельной работы

1

Теоретическое обоснование (психолого-педагогические предпосылки) использования коррекционно-развивающей сурдопедагогической технологии «Предметно-практическое обучение»

в коммуникативно-деятельностной системе обучения детей с нарушением слуха. Цель, задачи, содержание, развивающие возможности, межпредметные связи.

Анализ научно-методической литературы по ППО, школьной документации, программы по ППО, школьных учебников по развитию речи, календарно-тематических планов, подготовка к дискуссии

2

Технология развития речевой и познавательной деятельности, творческих способностей, межличностных отношений.

Подготовка творческой работы

с видеопрезентацией, подготовка

к деловой игре, к тренингу,

к дискуссии

3

Технология формирования учебной деятельности.

Игровое проектирование с видеопрезентацией, разработка предметно-инструкционных карт, подготовка портфолио


^ Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ:

Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушениям слуха. М.: «Прометей», 2009

Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушени­ями слуха в процессе внеклассной работы. - М.: «Владос»,2005.

Речицкая Е.Г. Развитие творческих способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста//Е.Г. Речицкая, А.А. Филоненко-Алексеева, И.Н. Филоненко-Алексеева – М.: «Советский спорт», 2007

Речицкая Е.Г., Кулигина Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха. – М., 2006.

Сборник программ для глухих школ глухих. - М., 2005.

Основы сурдопедагогики / Под ред. Е.Г. Речицкой. Курс лекций. Московский педагогический государственный университет. Инновационная образовательная программа. Приоритетные национальные проекты «Образование». Competentum, 2008г.

4073798740819767.html
4073896536980589.html
4073922443609250.html
4074006474982183.html
4074118789465244.html