Раздел V. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан

Раздел V. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

^ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


Статья 45. Контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи


Комментарий к статье 45


1. Согласно комментируемой статье контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют:

1) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - за деятельностью федеральных психиатрических и психоневрологических учреждений. Таким уполномоченным федеральным органом является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 155 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития являются:

организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи;

осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов;

осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;

аккредитация медицинских организаций, организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций;

2) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, т.е. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальные органы, которыми являются управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту РФ (Управлении Росздравнадзора по субъекту РФ) утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 205. В соответствии с названным Положением Управление Росздравнадзора осуществляет контроль за:

порядком производства медицинской экспертизы;

порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов;

осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;

производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;

производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;

проведением доклинических и клинических исследований лекарственных средств, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики;

соблюдением стандартов качества медицинской помощи.

Управление в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

привлекать для осуществления своих полномочий научные, общественные и иные организации, ученых и специалистов;

беспрепятственно получать доступ на любое предприятие - производитель лекарственных средств в рамках своей территории, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

запрещать рекламу лекарственных средств, предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

2. Предмет контроля определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 462 "О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи", согласно которому уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за:

обеспечением своевременного информированного добровольного согласия граждан, страдающих психическими расстройствами, на лечение или отказа от него;

соблюдением порядка и условий оказания психиатрической помощи;

организацией лекарственного обеспечения и питания граждан, страдающих психическими расстройствами;

соблюдением порядка обжалования действий медицинского и иного персонала психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 июня 2005 г. N 01и-242/05 содержится ответ на вопрос о том, какие нормативно-правовые документы регламентируют порядок осуществления надзорных функций за порядком производства медицинской экспертизы, осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз. Согласно этому письму порядок осуществления надзорных функций за производством судебно-психиатрической экспертизы и деятельностью учреждений, в которых она проводится, установлен действующим законодательством. Важнейшими законодательными актами в этой сфере являются:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский процессуальный кодекс РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ";

Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В связи с междисциплинарным характером судебно-психиатрической экспертной деятельности надзор за ее производством и контроль качества судебно-психиатрических экспертных заключений носит межведомственный и многоуровневый характер.

Надзор за исполнением законов и соблюдением законности при производстве судебно-психиатрической экспертизы осуществляется органами прокуратуры.

Оценка качества самой судебно-психиатрической экспертизы и ее результатов (экспертного заключения), с точки зрения законности, обоснованности, достоверности и полноты, является исключительно прерогативой лица (органа), ведущего производство по уголовному или гражданскому делу. Решение указанных лиц (органов) по данному кругу вопросов обязательны для всех организаций и граждан на всей территории Российской Федерации.

Органы управления здравоохранением всех уровней, в подчинении которых находятся судебно-психиатрические экспертные учреждения, вправе осуществлять ведомственное руководство и контроль за их деятельностью.

В первую очередь они должны осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Нормативными документами, регламентирующими лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности являются: Приказы Минздрава России от 26.07.2002 N 238, от 22.10.2003 N 502, а также Приказ (последняя редакция) Минздравсоцразвития России "Лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности", в который вошел раздел "лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности (06.027)".

Порядок организации судебно-психиатрической экспертной деятельности регламентируется Инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 27.10.1970 и Положением об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 05.12.1985, многие нормы которых не соответствуют действующему законодательству. В настоящее время готовятся нормативные документы, регламентирующие порядок производства судебно-психиатрической экспертизы в условиях нового законодательства:

инструкция по организации производства судебно-психиатрической экспертизы в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений Российской Федерации;

приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития "Об организации государственной судебно-психиатрической экспертной деятельности в РФ", регламентирующий в том числе и штатные нормативы указанных учреждений (отделений);

положения об организации деятельности различных видов отделений судебно-психиатрической экспертизы.

Все виды ведомственного руководства, надзора и контроля могут осуществляться лишь в формах, не нарушающих независимость судебных экспертов, а также компетенцию следователя, прокурора, суда.

3. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации и подчиненными им прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации является надзор за исполнением законов. Предметом такого надзора может быть:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами органов государственной власти.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Указанные должностные лица государственных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.


Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи


Комментарий к статье 46


1. Комментируемая статья предоставляет право осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи общественным объединениям врачей-психиатров или иным общественным объединениям. Под общественным объединением согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом общественное объединение может создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

общественный фонд - является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах;

общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

2. Согласно части 1 комментируемой статьи функции по контролю за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи могут осуществлять лишь те общественные объединения врачей-психиатров или иные общественные объединения, в уставе которых предусмотрено осуществление контроля по просьбе граждан или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. В уставе также должно быть отражено право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений. Это право согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или Управлением Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации (в зависимости от того, в чьем ведении находится психиатрическое и психоневрологическое учреждение).

Кроме того, устав общественного объединения должен предусматривать:

название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

3. Комментируемая статья устанавливает обязанности представителей общественных объединений при осуществлении контроля. Они обязаны:

согласовать условия посещения с администрацией психиатрического или психоневрологического учреждения;

ознакомиться с правилами, действующими в нем;

выполнять эти правила;

подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.

При обращении к администрации психиатрического или психоневрологического учреждения представители должны предъявить документы удостоверяющие личность и документы, подтверждающие их принадлежность к общественному объединению, целью которого является контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи.



4086115843335056.html
4086175884750460.html
4086230916719038.html
4086328888607521.html
4086513726497518.html